Е. Голубева

 

Всю жизнь мы учимся читать

Статья посвящена одной из ключевых базовых учебных компетенций - чтению. Проблемы, связанные с чтением школьников - подростков, рассматриваются в свете современных подходов к трактовке самого понятия и в контексте формирования общей информационной культуры личности.
Выбор такой возрастной категории (подростки) продиктован не только личным опытом автора. Результаты международных исследований качества образования, в которых Россия принимала участие (PERLS, PISA), показывают, что в начальной школе у нас дела в этой области обстоят значительно лучше, чем в средней. С пятого класса мы перестаем школьников учить читать, сваливая все на преподавателя русского языка и литературы. А тот естественно занимается в основном художественной литературой. В жизни же нашим выпускникам придется читать значительно в больших объемах учебные,  профессиональные статьи и книги, инструкции всякого рода, правовые и иные документы и пр. А для этого требуются дополнительные умения (по сравнению с чтением художественного произведения) и на этапе выбора, а значит, оценки текстов, и на этапе первичного ознакомления, и далее при освоении и затем использовании полученной информации.
В статье также поднимаются вопросы объединения усилий учителя и библиотекаря для решения задачи поддержки и развития чтения подрастающего поколения. Приведены методики мотивации школьников к внимательному чтению учебника, к размышлениям на темы чтения.

Такое трогательное и нежное на слух и будто бы  беспроблемное словосочетание детское чтение на самом деле обозначает целый узел проблем разного толка. Тут и физиологические и педагогические проблемы научения чтению, и вопросы сохранения традиций книжной культуры нашего общества и, разумеется,  всего, что мы с ней связываем.  И психолого-педагогические проблемы воспитания у детей потребности  обращаться к печатному слову, а также культуры восприятия текста (не только художественного, но и учебника, руководства  по применению чего-либо, объявления, инструкции и т. п.). Это, не в последнюю очередь, и проблемы формирования потребительского рынка издательской продукции. В стратегическом плане не только адресованной подрастающему поколению. Ведь через 10-15 лет нынешние юные граждане вырастут и смогут читать всё.
А вот захотят ли?..

Сегодня понятие ЧТЕНИЕ трактуется как активное освоение письменной информации. «Печатная, главным образом, книжная продукция (в традиционном и электронном виде), письменные источники (документы прошлого, рукописи, дневники, переписка – служебная, частная)  являются местом накопления наиболее социально значимой информации и знаний, главным и ничем не заменимым источником социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные источники  (телевидение, радио, повседневное общение,  в меньшей степени Интернет  и др.) несут  более поверхностную, менее аналитическую и  выверенную,  часто сиюминутную информацию…»,- говорится в проекте Национальной программы поддержки и развития чтения .
Причем требуется такой уровень читательской компетентности,  который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).
Методики международных исследований качества образования (PERLS, PISA) предусматривают задания, позволяющие оценить навыки подрастающего поколения в обращении с информацией, письменно представленной в виде традиционного текста, графиков, таблиц, диаграмм, карт. По содержанию задаются тексты учебные, публицистические, деловые (например, инструкции, руководства для пользователя), научно-познавательные, художественные. Требуется оценить информацию с разных точек зрения (например, в аспекте избыточности или недостаточности), извлечь сведения, заданные в неявном виде и т.п..

 «…Компьютер возвращает нас в гутенбергову галактику»

В условиях стремительно возрастающего значения визуальной среды в начале ХХI века мы с удивлением (и многие с удовлетворением) констатируем, что необходимость читать и понимать традиционные печатные знаки – буквы остаётся чрезвычайно актуальной. Информационные технологии не только не приблизили «закат» эры «типографского человека», но, наоборот, снова обращают нас к чтению. Конечно, на новом уровне, на следующем витке развития.
Мы все приговорены временем к пожизненной учебе. Умение учиться и переучиваться  необходимы каждому в продолжение всей жизни. Если бы кто-то задался целью составить «профессиограмму учащегося», то привычка, умение и желание читать, способность воспринимать и анализировать письменную информацию, владение грамотной (т.е. на уровне литературной нормы) устной речью была бы включена туда как одна из ключевых способностей.
В последние годы не только обсуждается, но реализуется  консолидирующая разные слои общества России идея о национальной политике поддержки чтения. И в этих условиях абсолютно в практической плоскости востребованы сведения о разных аспектах, о различных характеристиках читательской деятельности людей. Это требуется для определения направлений стратегических усилий разных организаций, учреждений, сообществ, распределения финансов, методического оснащения, подготовки кадров и т.п.

Читают или не читают наши ученики?

В такой постановке на этот вопрос можно ответить только положительно. А разве можно, не читая, учиться в школе? Что-то, конечно, услышишь на уроке от учителя, но ведь условие задачи нужно прочитать, задание к упражнению тоже, иначе можно сделать вдвое больше, а заработать «тройку». Да что там, даже в компьютерных играх нужно читать …
Другое дело, если мы спросим, а что они читают? Например, читают ли те книги, которые мы сами читали в детстве? Или читают ли то, что мы им советуем? И вообще, что они читают и, главное, как воспринимают?
Специалисты РГДБ (библиографы, психологи, социологи) изучают чтение детей и подростков с разных точек зрения и имеют возможность знакомиться с результатами исследований, которые поводятся в других библиотеках России.

Что читает подрастающее поколение?

Результаты исследований социологов детского чтения РГДБ (с публикациями можно познакомиться на сайте Библиотеки: http://www.rgdb.ru/)  свидетельствуют о довольно широкой литературной осведомлённости школьников. В ответ на вопрос о любимой книге они называют и книги, которые помнят с детства, и те, с которыми познакомились на уроке по школьной программе, и те, что изданы местными издательствами, а, значит, есть в ближайшей библиотеке. Называют и широко разрекламированные, экранизированные, и те, на основе которых сделаны компьютерные игры. Гораздо больше, чем прежде, называют в качестве любимых энциклопедические издания.  Очень многие читают преимущественно журналы. А среди них, увы, редко упоминаются познавательные, развивающие издания. А на лотках и в киосках призывно выставлены совсем не те журналы, которые родители, учителя и библиотекари хотели бы видеть в руках у детей.
И, конечно, у десятилетних подростков и тринадцатилетних, например, отношение к чтению, картина чтения, читательские интересы и предпочтения разные.
Психологи считают, что потребность в чтении формируется к двенадцати годам. Позже с этим у человека будут большие проблемы. Хорошо, если все заинтересованные взрослые: родители (бабушки и дедушки, конечно, тоже), учителя, библиотекари – объединят усилия по сохранению книжной культуры в нашем обществе.

 

Чтение мальчиков и чтение девочек

   Очень интересный результат мы получили при анализе материалов, собранных в Тульской области в конце 2000 года. Детей и младших подростков просили назвать любимую книгу. И вот оказалось, что репертуар любимых книг у девочек и мальчиков 9 – 11 лет значительно различается. Лишь 17,5% (!)  названных любимыми книг у них совпали.
Потом исследователи стали выяснять, почему ему или ей нравится именно эта книга. Названные «причины» любви к той или иной книге оказались очень схожи: интересная, увлекательная, захватывающая, веселая, смешная; потому что тема нравится (о любви, историческая и т.п.).  Некоторые ценят «поучительность» (учит добру, силе духа и пр.); некоторые отмечают «познавательность». Правда, мальчики гораздо чаще, чем девочки, упоминают такие «причины любви» к книге, как «нравятся герои» и «много волшебства, сказочного».
Таким образом,  для удовлетворения сходных потребностей (в данном случае интереса к какой-то тематике, ожидания переживаний и эмоций определённого характера) девочкам и мальчикам нужен различный литературный материал.      В целом же с достаточной уверенностью можно говорить о следующем. При почти совпадающих критериях выбора книг для чтения, критериях их оценки и ожиданиях, связанных с чтением, круг реального чтения у девочек и мальчиков на четыре пятых  разный. В нарушение сложившегося стереотипа об идеалистичности, мечтательности, психологической тонкости, чувствительности как о чертах, присущих в большей степени девочкам, чем мальчикам, результаты опросов рисуют нам другой образ современной девочки-читательницы. Это больший по сравнению с мальчиками практицизм, приземленность, нежелание вникать в психологические тонкости отношений литературных героев. Они теперь меньше «уступают» мальчикам в проявлении интереса к фантастике, к детективному жанру, к книгам о технике, информатике, о войне… Хотя, повторю, конкретные книги для удовлетворения своего читательского интереса (жанрово-тематического) выбирают другие.

Что будут читать наши внуки

Наверное, каждый взрослый может назвать любимую книгу своего детства. Он тогда еще был не читателем, а слушателем. А читала ему чаще всего мама. Так в большинстве случаев складывается жизнь, что с детьми больше всего времени проводит мама. Она объясняет ребенку мир, различные явления, обращает его внимание на узорные крылья бабочек и красные листья осин по осени, убеждает не бояться червяков и лягушек. Ей приходится отвечать на бесчисленные «почему?» дошкольника, часто прибегая к помощи книг: энциклопедий, словарей, познавательных рассказов. Хорошо, если они есть дома и можно их читать и рассматривать вместе с ребенком.
Младший школьник тоже задает много вопросов, но уже любит и сам объяснять и рассказывать, что он узнал на уроках. А слушатель – кто? Мама. С ней делятся проблемами, секретами, сомнениями …
Подростки уже больше ориентируются на сверстников, дорожат их обществом, их оценкой. Но авторитет родителей, и, прежде всего, мамы, для них по-прежнему очень высок. Так, например,  в своих исследованиях чтения современных подростков специалисты РГДБ задавали вопрос: «Откуда Вы узнаёте о самом интересном и важном для себя?». Конечно, называли школу, учителей, друзей, телевидение и т.п. Но в 63%  (т.е., больше половины) ответов были назвали и родители.
Спрашивали мы и о том, «С кем из домашних ты обсуждаешь прочитанное?» Лидером в этом «рейтинге» с громадным отрывом является мама (37,9%). От 6 до 8% назвали папу, обоих родителей, бабушку, дедушку; 21,4% опрошенных назвали братьев и сестёр. А в каждой пятой анкете (20,5%) находим пронзительно грустные ответы: «Ни с кем», «Сам с собой», «С кошкой», «С собакой». В 9,3% случаев этот вопрос остался без ответа.
И международные, и отечественные исследования дают основания утверждать, что основное влияние на формирование читательской судьбы ребенка в семье оказывает мать. Каков литературный багаж и методические установки в этой области реальных сегодняшних мам в нашей стране, мы не знаем. Целесообразно было бы провести специальное всероссийское исследование, потому что его в полной мере можно определить как изучение главного фактора чтения будущих поколений. Но самое общее представление о чтении будущих мам, сегодняшних школьниц, позволяют составить материалы локальных библиотечных исследований.
Результаты изучения чтения отчасти подтверждают распространенные представления о большей приверженности девочек к произведениям о природе и животных, о чудесах, о невероятных и загадочных событиях,  о жизни замечательных людей, эстрадных звёзд, кумиров; к книгам о сверстниках, изданиям по психологии и философии. Но к привычной картине читательских предпочтений современных детей и подростков (в аспекте гендерных различий) добавляются новые краски. Так, любительниц приключений и «ужастиков», книг по истории, технике, информатике, оказывается, не меньше, чем среди мальчиков. А среди любителей детективов преобладают именно читательницы.
Вот эти современные школьницы, через десять лет став мамами, в значительной степени определят облик юного читателя в нашей стране: его отношение к чтению, его вкус, критерии выбора, предпочтения… Так что предлагая сегодняшним девочкам книги и журналы для чтения (а как часто для «чтива»!), мы создаем первоначальный эскиз картины ближайшего десятилетия.

 

О моделях чтения с точки зрения деятельностного подхода

Точнее будет говорить о моделях читательской деятельности. Как и во всякой другой деятельности, вначале появляется мотив. В нашем случае это может быть учебное задание, познавательный интерес, иногда даже желание просто «убить время». Затем у читателя создается определенная установка, формулируется цель. В соответствии с ней определяются критерии выбора источника (книги, журнала, газеты, справочника, сайта в интернете и т.п.). Иногда это происходит подсознательно и не оформляется словами. Следующий этап – это сам выбор. Затем избирается способ чтения, согласующийся с целью и характером выбранного источника. Ведь к использованию справочного издания или к чтению мемуаров мы подходим по-разному. Затем наступает очень важный этап реализации выбранного способа и «присвоения» нужной информации через её аналитико-синтетическую переработку. И последним можно назвать этап использования, применения извлечённого материала. Иногда это выглядит, как откладывание «про запас» (в виде записей, пометок, закладок).
Способов ознакомления с источниками информации или режимов чтения  существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием.  В каждом конкретном случае выбор зависит от той задачи, которую поставил перед собой сам читатель.
Вот  перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:
Углублённое чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.
Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас вопросу. Читателю приходится анализировать разные взгляды, оценивать убедительность аргументации, выбирать наиболее предпочтительную позицию и обосновывать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.
Чтение-просмотр.  Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу  выбрать нужный материал.
Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

И в заключение следует сказать о личностной, индивидуальной программе чтения. Нечасто, но бывают такие школьники, которые обращаются к учителю, библиотекарю за советом, какие ещё можно прочитать хорошие книги на эту тему, этого жанра, этого автора, про это время и т.п. И вот тут мы занимаемся самой тонкой индивидуальной работой - обязательно вместе с читателем, проговаривая каждый свой шаг (это очень важный обучающий момент), обращаясь, по возможности, к книжным полкам, указателям, картотекам и каталогам, намечаем программу дальнейшего чтения. Мы стараемся не только предложить конкретные издания, но и выстроить их в определенной последовательности. Чтобы избежать односторонности в освещении, чтобы художественные произведения чередовать со справочными и познавательными изданиями, чтобы усложнение материала было постепенным.

Как познакомить школьников с различными способами чтения

Нужно, чтобы наши школьники имели представление о различных видах, способах, стратегиях чтения. Зачем? Выбор определенного вида - это результат решения непростой мыслительной задачи соотнесения цели деятельности (в данном случае читательской) с оптимальным способом ее достижения. Значит, нужно для начала эту цель сформулировать хотя бы вчерне, для себя. Это очень важное умение, что называется, «по жизни». Его нужно тренировать.
Каждый из учителей использует в своей практике разные модели, умеет подобрать в соответствии с конкретной задачей ту или иную. И это тот бесценный опыт, которым нужно поделиться с учениками. Независимо от предмета. Физик, химик, биолог… Каждый учитель на своем материале при руководстве работой школьника над рефератом, проектом или ученическим исследованием, где без чтения дополнительной литературы (включая материалы из Интернет) никак не обойтись, может что-то посоветовать из личного опыта. Невредно и направить школьника в библиотеку для консультации. А может быть, спланировать проведение совместных со школьным библиотекарем занятий.
Способов представления школьникам моделей, способов, стратегий чтения можно придумать очень много. При этом нужно и содержательно охарактеризовать выбранную модель, и не забыть о занимательности формы представления. Ученика можно заинтересовать, даже  увлечь самой идеей, самой возможностью использования разных способов чтения. Формы презентации могут быть самыми разными: плакаты и стихи, песни и сценки, видеоролики и комиксы и т.п.

 О способах чтения текстов в  интернете и на электронных носителях

Конечно, на выбор того или иного способа чтения влияет не только цель, не только читательский опыт, но и тип текста.
В последнее время стали говорить о двух общих моделях чтения, о чтении линейном и нелинейном. Модель линейного чтения относят к традиционным печатным текстам. Нелинейного же чтения требует гипертекст, который создается и поддерживается с помощью новых компьютерных технологий.
Что такое гипертекст и когда он появился? Гипертекст называют «фирменной интернетовской литературной формой», которая основывается на философии нелинейного письма. Но это не порождение компьютера. В качестве образца гипертекста называют даже Библию. В ряду авторов, более близких по времени, чьи произведения можно отнести к этой форме,  называют  Борхеса, В. Набокова, А. Солженицына, М. Павича…
Нелинейному письму адекватен способ нелинейного чтения. В овладении им незаменим опыт медленного чтения различных письменных текстов: с вопросами, когда за ответами обращаешься к другим источникам, с размышлениями, ассоциациями, воспоминаниями…
Для того чтобы представить читателям эту модель чтения, нужно  сначала вместе с читателями составить представление об образовательно-просветительских возможностях Сети и имеющихся электронных изданий.
Специальные занятия и консультации нужно посвятить обсуждению вопроса о том, что такое грамотный пользователь Сети, какой уровень развития информационной культуры ему необходим. И помочь в повышении этого уровня.
В качестве предварительного замечания скажем, что нам самим нужно осознать и постараться  убедить наших юных читателей, что:

  • без предварительного опыта чтения «бумажной» литературы грамотным интернет-читателем не стать;
  • даже опытному читателю лучше не ограничиваться чтением сетевой литературы, а сочетать это с чтением традиционных «бумажных» изданий.

Новые технологии – это не только новые носители информации, широчайший доступ к текстовой, аудиальной и визуальной информации, совершенно другие временные режимы, но и новые способы взаимодействия с текстом.
Можно говорить о таких особенностях взаимодействия с гипертекстом:

  • Широкие, даже безграничные, возможности корректировать, дополнять, уточнять, сравнивать любую информацию, не только используя имеющиеся  гиперссылки, но и на основе собственного опыта пользователя интернета формировать свое отношение к какому-либо вопросу, выясняя освещение его на разных порталах и сайтах.
  • Возможности вмешиваться во многих случаях в разные тексты, как помещенные в интернете, так и на компакт-дисках, редактируя их для собственных целей. Это современная тенденция культуры к интерактивности. Это изменение взаимоотношений автора и читателя.

Как развитие этой тенденции по отношению к художественным текстам в интернете прямо иногда предполагается активное участие пользователей-читателей в создании произведений. Например, метароман, созданный посетителями глобальной сети и «вывешенный» в 1995 году Романом Лейбовым. В нём нет начала, конца, единой последовательности событий. Он многоавторский. Так «человек читающий превращается в человека участвующего. Сам читатель выбирает варианты развития сюжета, ходы ассоциаций, отсылок, развязок и тупиков, т.е. включается в процесс развития разветвлённого до бесконечности романного текста. Т.е. интернет предлагает читателю совершенно другой способ чтения».
Литература для детей и, что очень важно, критика детской литературы присутствует в интернете и в виде электронных библиотек, и на персональных сайтах писателей. А «главная» детская библиотека России (РГДБ) с 2001 года поддерживает и развивает интернет-сайт «BiblioГид» (его адрес: http://www.bibliogid.ru/). Судя по отзывам пользователей (в том числе, родителей, школьных библиотекарей, профессиональных критиков) сайту удаётся не только решать задачу обеспечения информацией в области детской литературы (рецензии на новые издания, сведения о начинающих авторах и т.п.), но и способствовать развитию информационных потребностей и формированию информационно-библиографической культуры читателей. Сайт содержит разделы: «Книга за книгой» (один из его подразделов «Осторожно, кNIGа!»), «Авторы», «Герои» (с многочисленными рекомендательными списками для чтения), «Читатели» (с рекомендациями, что делать, если ребёнок не читает), «Музей книги», «Календарь», «Форум».

Чтение с экрана - это другое чтение?

Когда-то люди узнавали о событиях, распоряжениях правителей, о воле богов, разбирая знаки, выбитые на каменных стелах, на глиняных табличках, на пергаментных и папирусных свитках, на дощечках, покрытых воском … Потом появилась бумага … Теперь мы располагаем разнообразными материалами для изготовления носителей текстовой информации, например, оптическими и лазерными дисками. И многое приходится читать прямо с экрана телевизора, с монитора компьютера, с дисплея мобильного телефона, карманного компьютера. Это может быть прогноз погоды на бегущей строке, короткая новостная информация или SMS-сообщение. А может быть и не очень короткая статья, даже и целая книга.
Готов ли современный человек оторваться от печатного листа и перейти на преимущественное чтение с экрана (любого)? Нужны ли какие-то особые приемы и навыки чтения с экрана? 
С учениками 9-10 классов московской школы № 1161 мы провели небольшое исследование. Составили вопросы к анкете и попросили ответить на них не только школьников с 5 по 11 класс, но и учителей. Среди вопросов были, например, такие:

  • Сколько страниц текста вы можете без напряжения прочитать в Интернете за вечер? ………………………………………
  • Где вы лучше воспринимаете материал: (отметьте, пожалуйста, одну позицию)
    • с дисплея ……
    • из книги ………
  • Откуда лучше/удобнее вам читать текст: (отметьте, пожалуйста, одну позицию)
    • с экрана монитора …………….
    • из книги…………..
  • Как вы думаете, нужны ли какие-нибудь особые навыки для чтения текста в Интернете?
  • Пользуетесь ли вы «наладонником» для чтения текстов?
  • Если вам предложат в подарок  Большую российскую энциклопедию в бумажном издании или на компакт-дисках, что Вы выберете? А если речь пойдёт о книгах Сергея Лукьяненко или о Гарри Поттере?
  • Можно ли говорить о различиях в чтении литературы с экрана или с печатного листа:
      • художественной …………..
      • познавательной …………….
      • справочной …………………..
  • Как вы считаете, может ли чтение с экрана заменить нам книги?

 

           Нам было очень интересно, какие мнения выскажут ребята по вопросу  о том,  нужны ли какие-нибудь особые навыки для чтения текста в Интернете.
Вот что получилось, когда мы все подсчитали в процентах:

Ответ

10-13 лет

14-16 лет

Девочки

Мальчики

Всего в возрастной группе

Девушки

Юноши

Всего в возрастной группе

«Да»

25 %

32 %

29 %

44 %

20 %

31,5 %

«Нет»

37,5 %

40,6 %

50 %

44 %

80 %

63 %

«Не знаю»

31,25 %

0 %

13 %

0 %

0 %

0 %

Нет ответа

6,25 %

9 %

7,9 %

0 %

10 %

5,25 %

Нас порадовало то, что много было содержательных ответов. То есть, школьники дали себе труд задуматься над проблемой, проанализировать свой личный, пусть ещё небольшой, опыт. А настоящие исследователи (педагоги, социологи, психологи, маркетологи)  серьезно занимаются этим вопросом. Например, специалисты по рекламе. Рекламных роликов и текстов очень много и на телевизионном экране, и в Интернете. И специалистов беспокоит вопрос об их эффективности. Какого объёма текст будет наверняка прочитан? Изучается даже желательность цвета и формы букв, цвет фона и т.п.
В этой сфере очень быстро все развивается. Интернет вошел в нашу жизнь. Издаются целые библиотеки мировой художественной литературы всего на трех DVD дисках для карманных компьютеров. 
Появляются новые электронные библиотеки. Некоторые журналы, особенно профессиональные и научные, существуют только в интернет-версиях. Так что всем нам нужно учиться читать еще и с экрана. Но другое ли это чтение принципиально?!

Основной вывод, сделанный авторами нашего проекта в 2007 году таков:

Чтение с экрана имеет некоторые особенности,

но ими легко овладеть, если умеешь хорошо

и с пониманием читать печатный текст.

В завершение этого проекта ученики 5, 9 и 10 классов написали коротенькое сочинение на тему «Как получить удовольствие и пользу от чтения?». На основе этих работ девятиклассница Настя Кривогина составила  такую памятку.

Как получить удовольствие и пользу от чтения?

Все знают, что читать очень полезно: это развивает мышление, память.
Но как же кроме пользы получать ещё и удовольствие от чтения?
Есть несколько простых советов.
1. Настроиться на чтение проще дома и в тишине.
2. При чтении положение тела должно быть удобным.
3. Освещение должно быть правильно направлено (легче читать, и не портится зрение).
4. Читая, представьте себя героем сюжета, окунитесь в атмосферу того времени.
5. Если читаете научную или познавательную литературу:

    • прочитайте первый абзац и задайте по нему как можно больше вопросов;
    • после чего прочитайте второй абзац и постарайтесь ответить на заданные вами вопросы и т.д., и тогда поначалу даже самая скучная книга покажется интересней;
    • записывайте непонятные слова, выражения, находите их значения;
    • конспектируйте текст, после чего попробуйте кратко пересказать, если непонятен текст, читайте его еще несколько раз;
    • читайте лучше вслух, тогда информация усваивается в двух видах: на слух и зрительно.

6. Выбирайте те книги, которые вам интересны, любопытны, о которых вы, может, где-нибудь слышали. Не бойтесь узнавать что-то новое. И не забывайте: научная, школьная литература еще вам пригодится. Не стоит её отвергать, подойдите к этому чтению с другой стороны, взгляните по-новому и, может быть, вам откроется новый, необыкновенный мир, который станет так интересен.
Читайте и любите книги!

Учебник – книга, которая всегда с тобой

По заданию директора нашей школы (ГОУ СОШ № 1161 ЮЗАО г. Москвы) я разработала элективный курс для старшеклассников «Основы взаимодействия с информацией». Это прикладной, практический курс, рассчитанный на 36 часов. На занятиях мы выполняем много упражнений, творческих работ и пытаемся анализировать не только результаты, но подходы к поиску решений, ход рассуждений. Одно из занятий я посвятила работе с учебником. Мои десятиклассники имели уже солидный опыт в этой области. Мне очень хотелось, чтобы они его озвучили. Я предложила им несколько вопросов:

  • Какой учебник за 10 школьных лет вам понравился больше всего?
  • Чем именно?
  • Пользуетесь ли вы учебником и дома, и на уроке?
  • Какие формы работы с учебником на уроке вы можете назвать?
  • Как вы сами работаете с учебником?
  • Как знакомитесь с новым учебником? С чего начинаете?

Иногда ответы были довольно неожиданные. Так, Дамир Фейзрахманов с теплым чувством вспомнил учебник русского языка для 6 класса. Называли и «Физику» (для 7 кл.), и «Историю», и ОБЖ. Интересно ответил Арсений Пархоменко на вопрос, как он работает с учебником дома. Сначала знакомится с вопросами и заданиями после заданного параграфа, а потом в тексте ищет на них ответы. В конце урока после обсуждения ребята написали маленькую творческую работу «Мои представления об идеальном учебнике».
В другие годы ученики выполняли другие задания по теме урока:

  • отрецензировать учебник (предлагала схему рецензии);
  • создать путеводитель по учебнику (схему путеводителя также предлагала);
  • попробовать самому написать раздел для будущего учебника по нашему курсу;
  • сделать толковый словарь к какому-либо разделу;
  • проиллюстрировать какой-нибудь раздел из любого учебника (или подобрать иллюстрации).

На уроках по своему основному предмету Мировая художественная культура (5-11 кл.) много внимания уделяю работе с текстами. Прежде всего, из учебника: составление вопросов, конспектирование, составление тезисов, реферирование и т.п. Например, в 5 кл. провела конкурс на лучший вопрос к тексту из учебника с несколькими номинациями: самый трудный, самый легкий, самый веселый, самый неожиданный. Задание включало некоторые ограничения: не принимались на конкурс вопросы, начинающиеся со слов «Как звали…?», «Как называлось …?» и «В каком году…?». Приношу в класс распечатки из Интернета для выполнения разных игровых заданий, требующих, однако, анализа и осмысления пусть и очень короткого текста.
Особо нужно сказать о визуальной информации, которую в разном представлении (графики, диаграммы, комиксы, реклама, произведения изобразительного искусства и многое другое) можно отнести к медиатекстам. На уроках МХК это, конечно, наш основной материал для знакомства, восприятия, осмысления, понимания. И хотя в современном мире визуальная информация приобретает всё большее значение, преподаватели и исследователи отмечают удивительно «девственное» состояние и взрослых людей, и подрастающего поколения в отношении медиаграмотности . А сейчас особенно актуально уметь отбирать, оценивать эту информацию, сопоставлять, критически к ней относиться. Формирование  этих жизненно необходимых умений и  навыков, приобретение опыта их применения для решения различных проблем – очень важное направление компетентностного подхода в образовании.
Хочу представить коллегам для обсуждения такое предложение. Когда-то в советские времена в школах действовал ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, т.е система единых для всех предметников требований к соблюдению учениками правил орфографии. По аналогии с этим, не подумать ли всем вместе о разработке единых требований к работе с текстами, с информацией, зафиксированной на любом носителе? А если шире, к культуре взаимодействия с информацией.

О формировании информационной культуры школьников: компетентностный подход

«Есть стойкое ощущение того, что в высших учебных заведениях, да и в школах и колледжах, обязательно нужно научить людей учиться в новых условиях и жить в новых условиях. Нужно рассказать о способах эффективной работы с информацией и о том, какие инструменты и как можно использования для познания, какие методы помогут сортировать информацию, быстрее с ней работать, запоминать ее, а, главное, использовать в своей реальной жизни. А такое обучение неизбежно приведет и еще к одному явлению - могут измениться форматы учебных работ, потому что в сегодняшних условиях курсовые на 20 страниц - это сложно. Это слишком много дублирования, слишком много воды. А вот изучить набор источников и собрать свое мнение на одной странице в той же wiki - может быть очень полезно». Это размышления генерального директора компании e-learning Елены Тихомировой, опубликованные 28.07.2008 в блоге "Живое обучение" (http://elearningtime.blogspot.com)
Вообще, принципиально важно рассматривать  уровень развития читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры.
Многообразие видов информации и типов носителей, постоянно растущий объём информационных ресурсов, с одной стороны, и необходимость ориентироваться в мире информации, не теряться перед ускоряющимся её обновлением в любой сфере, с другой, требуют серьезных навыков поиска, оценки-отбора, переработки, хранения и использования разного рода информации. Как помочь  школьникам подготовиться к жизни в современном информационном обществе?
Конечно, дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания  самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.  Организация такой систематической практики школьников должна быть налажена объединенными усилиями школы и библиотеки. Эффективнее всего, как показывает опыт, работа по совместным программам. Согласование учебных заданий и ресурсных  возможностей их выполнения, распределение сил (между библиотекой и школой) для проведения занятий со школьниками разного возраста, разработка критериев определения уровня сформированности информационной культуры, общих требований к школьникам – все это должно быть отражено в программе. В библиотечных учреждениях профессионалы обеспечат индивидуальное консультирование с целью отработки навыков информационного самообеспечения, в первую очередь, их учебной деятельности.
Печатные и другие источники, содержащиеся в универсальных  фондах  публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов  и видов изданий, способны поддерживать разносторонний круг чтения. Библиотека – единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у нее материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие.  Для пользователей это чрезвычайно важное условие формирования критического мышления, критериев отбора информации, обоснования самостоятельных суждений.
В работе каждой детской библиотеки одно из основных направлений – это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поискового аппарата, консультационная поддержка  не только в поиске, но и в освоении информации – все направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом. 
В последние годы большинство центральных региональных детских библиотек отказались от разрозненных тем библиотечно-библиографических уроков и проводят систематические циклы занятий по типу лекториев, школ, библиотечных лицеев, курсов на основе разработанных программ по формированию информационной культуры читателей. Особенно эффективна эта деятельность там, где теснее связи и сотрудничество с органами и учреждениями образования.
Например, в Свердловской области в качестве регионального компонента образования было выбрано направление «Формирование информационной культуры личности». Исходя из многолетнего опыта сотрудничества, разработка соответствующей программы была поручена Свердловской областной библиотеке для детей и юношества. Главная цель программы – не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией (на основе обучения соответствующим стратегиям чтения), но и сформировать системное представление об информационной картине мира, информационное мировоззрение, подготовить к жизни в информационном веке.
В работе по воспитанию культуры чтения детей и подростков детские библиотеки используют различные формы. Это традиционные библиотечные уроки, книжные выставки, плакаты, посвященные правилам пользования каталогами, альбомы-путеводители по библиотеке, циклы индивидуальных, групповых рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой, об авторе, содержании и жанре произведения, обзоры литературы по вопросам культуры чтения, тематические вечера, устные журналы. Используются также комплексные интерактивные формы: Дни библиографии, библиографические игры, конкурсы, КВН, Дни пособия. К традиционным библиотечно-библиографическим занятиям добавляются занятия по компьютерной грамотности, работе в сетях интернет. Некоторые детские библиотеки взяли на себя и задачу помощи своим читателям в приобретении компьютерной грамотности, умения разыскивать нужную информацию в интернете. Этот опыт достаточно полно описан в книге «Дети и библиотеки в меняющейся среде» .
В учебных учреждениях, обеспечивающих среднее образование,  различными способами решаются задачи подготовки школьников в области взаимодействия с информацией. Есть опыт введения в сетку учебных часов уже в начальных классах предмета «Учись учиться» (негосударственная школа «Надежда» в Северо-Восточном округе г. Москвы). В течение многих лет с учащимися школы № 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. В последнее время там введён новый курс для 5-6-х классов «Основы информационной культуры школьника». Кроме программы занятий, заведующей библиотекой Е. Бединской разработаны тестовые задания к нескольким темам . О плодотворном опыте работы рассказала в докладе «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности» зав. библиотекой  муниципальной гимназии № 1 г. Новосибирска И.В. Крук на Крымской конференции.
В 2003 году в г. Первоуральске (Свердловская область)  была принята и утверждена органами образования совместная программа муниципальных и школьных библиотек по формированию информационной культуры детей и подростков. Она рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс и предусматривает обучение работе, как с традиционными, так и с новыми носителями информации.

О сотрудничестве учителя и библиотекаря

В современных библиотеках собираются, систематизируются и предоставляются пользователям не только книги и периодические издания, но справочные и энциклопедические издания, статистические сборники,  художественные альбомы, ноты, материалы на CD и DVD, звуко- и видеозаписи и др. Причём в отличие от книжных магазинов, разных лет издания. Так что это очень насыщенная информационная среда и, что важно особенно для детей, дружественная и безопасная. Здесь всегда есть возможность обратиться к профессионалу за разъяснением или консультацией по конкретному вопросу. Такая характеристика библиотеки, как безопасность обеспечивается и работой специалистов-комплектаторов, в функциональные обязанности которых входит соблюдение обязательных параметров пополнения коллекций: актуальность, читательское назначение,  профильность библиотеки и др.
Ещё одна важная особенность библиотеки – её неангажированность. Она финансируется на средства налогоплательщиков, а не рекламодателей. Поэтому пользователь защищён в ней, например, от любой рекламы как коммерческой, так и политической.
Но это отнюдь не стерильная среда, длительное пребывание в которой грозит снижением социального иммунитета. Современная библиотека с ее ресурсными возможностями, и в том числе, возможностью получения информации из Интернета, способна предоставить пользователю материалы, отражающие разные авторские позиции по тому или иному вопросу. Это способствует формированию критического мышления человека, развивает его познавательную активность. Полезный для жизни опыт приобретается при самостоятельной выработке критериев оценки материалов, применении различных способов его освоения в соответствии с конкретными задачами, способов переработки информации и создания вторичных текстов, то есть собственных информационных продуктов (конспектов, тезисов, рефератов, обзоров, презентаций). А библиотекарь всегда готов предоставить консультацию или нужную литературу о том, как лучше их подготовить.

Информационное сопровождение читательской деятельности – педагогическая задача библиотеки

В знаниево-компетентностной парадигме образования ведущая роль отводится способу получения знаний, стимулированию самостоятельности в их «добывании» и приобретению опыта их применения для решения учебных и жизненных задач. Учитель становится не транслятором определённого объема сведений, а проводником, гидом, сталкером, своего рода, сопровождающим школьника на пути познания.
В этом же направлении происходят изменения и в позиции библиотекаря, работающего с учащимися. Он в большей степени занимается педагогическим сопровождением  информационной деятельности обучающихся, чем обслуживанием информационных потребностей, возникающих в процессе обучения.
Особый режим взаимодействия, со-трудничества с читателем предоставляет  библиотекарю-педагогу разнообразные возможности формирования личного информационно-образовательного пространства школьника. И в этом процессе должны участвовать три партнера: школьник, учитель и библиотекарь.
В апреле 2007 года в режиме блиц — опроса (5 минут без подготовки) сотрудники Российской государственной детской библиотеки поделились со мной своими непосредственными впечатлениями об уровне умений и навыков в работе с информацией своих читателей. Они назвали почти 100 глаголов, обозначающих различные действия и процессы информационной деятельности. Из них лишь в пяти случаях можно, по их мнению, говорить об относительной сформированности умений и навыков у школьников в этой области: брать, использовать, передавать, перерабатывать, получать.
Далее был задан вопрос, в формировании каких сторон информационной компетентности школьникам могут помочь библиотекари. Были названы глаголы: анализировать, адаптировать, запрашивать, искать, обобщать, обрабатывать, обсуждать, осмысливать, проверять, синтезировать, систематизировать, структурировать, уточнять.
Профессионально подготовленные библиотекари готовы прийти на помощь читателям: проконсультировать, предоставить возможности для тренировки, развития необходимых для достойной жизни в информационном обществе умений, для формирования у школьников информационной компетентности и медиаграмотности.


 

Оглавление
Всю жизнь мы учимся читать
«…Компьютер возвращает нас в гутенбергову галактику»
Читают или не читают наши ученики?
Что читает подрастающее поколение?
Чтение мальчиков и чтение девочек
Что будут читать наши внуки
О моделях чтения с точки зрения деятельностного подхода
Как познакомить школьников с различными способами чтения
О способах чтения текстов в  интернете и на электронных носителях
Чтение с экрана - это другое чтение?
Как получить удовольствие и пользу от чтения?
Учебник – книга, которая всегда с тобой
О формировании информационной культуры школьников: компетентностный подход
О сотрудничестве учителя и библиотекаря.
Информационное сопровождение читательской деятельности – педагогическая задача библиотеки


Национальная программа поддержки и развития чтения. - Библиотека, 2007, № 1. – С.11.

У. Эко. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст: Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. /

Там же, с. 7.

Чемоданова Е.А. «На крыльях»…паутины. Особенности нелинейного чтения // Библиотечное дело, 2004, №2, с.6-8.

Вот как говорится о необходимости изменения этого положения в «Российской педагогической энциклопедии»: «Медиасреда стремительно расширяется в современном мире, становясь одним из ведущих факторов образования вообще. И больше того – фактором формирования картины мира. В этих условиях возрастает значение медиаобразования, результатом которого мыслится «формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета».

Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 191-194.

Ж. «Школьная библиотека», 2002 г., № 2.

 

 

При использовании информации ссылка на источник обязательна. ИРО ОМЦ 2010.